October 9, 2024

Тренды аптечного ритейла 2020

  • By admin
  • 21.08.2020
  • 0

Эпидемия COVID-19 повлекшая за собой кризис, стала серьезной проверкой для бизнеса, и фармацевтическая отрасль – не исключение. Обстоятельства проверили аптечный рынок на гибкость, скорость принятия решений и умение подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства. Было катастрофически мало времени, чтобы грамотно среагировать на стремительно изменившиеся правила игры.

В устоявшийся для фармацевтической розницы офлайн пришлось оперативно внедрять онлайн инструменты. Разрешение на дистанционную торговлю ЛС, электронный документооборот, онлайн-конференции и переговоры, удаленный режим работы – все это становится частью ежедневной реальности.

Какие тренды принес нам кризис – 2020?

1.     Первый и самый очевидный — это дистанционные форматы.

Аптечный ритейл выступал одной из последних отраслей, которая никак не могла перестроиться и качественно внедрить инструменты онлайн-торговли, но пандемия стала тем самым фактором, который переломил эту ситуацию. Динамика онлайн-продаж лекарств за два года очевидна. Если в 2018 г. было продано товаров на 41 млрд руб., то в 2019 г. — на 86,3 млрд руб. Рост составил более 50% (Data Insight при поддержке IQVIA).

Закон, разрешающий дистанционную продажу лекарственных средств, был подписан в марте 2020 года. Однако, не все ритейлеры решились на этот шаг. Уход в онлайн для аптечной розницы осложняется недостаточно отлаженными механизмами, ограниченностью бюджетов, а также большой конкуренцией с крупными маркетплейсами.

По проведенному опросу аналитического агентства RNC Pharma, 20% региональных аптечных сетей боятся не выдержать конкуренции с крупными онлайн-ритейлерами, которые пользуются уже отлаженными механизмами работы.

Учитывая мировые тенденции, можно с уверенностью сказать, что уход аптечной розницы в онлайн неминуем. Проанализировав пути развития фармацевтического рынка, Медико-фармацевтическое объединение разработало и внедрило интернет-платформу аптекадлялюдей.рф. С ее помощью сети-партнеры имеют возможность реализовывать свой ассортимент на уже готовой онлайн-площадке с настроенными процессами. Партнерам не придется вкладывать ресурсы в реализацию собственной интернет-аптеки.

Аналитическое агентство Data Insight при поддержке IQVIA в своем исследовании «Рынок интернет-аптек» прогнозирует, что по итогам 2020 года стоит ожидать рост продаж не менее 200%, рост среднего чека составит — минимум на 50%, — увеличится число SKU в интернет-аптеках и на маркетплейсах.

2.     Усиление государственного влияния на фармацевтическую отрасль.

Ранее были разговоры только об ограничении маркетинговых выплат аптекам. На сегодняшний день ценовое регулирование большинства лекарственных средств станет частью госполитики. В связи с этим большинство экспертов прогнозируют уменьшение ассортимента в аптечных точках.

3.      Выгодные акции и программы лояльности.

В условиях падения доходов населения, акции, скидки, бонусные программы и карты лояльности выступают наиболее актуальным каналом коммуникации с клиентом. Такой канал привлечения аудитории помогает удержать и приумножить трафик.

4.     Переход в интернет-рекламу.

В 2020 году, когда огромное количество бизнес-моделей даже крупного бизнеса выстроено исключительно в онлайн – пространстве, аптечной рознице не удалось остаться в стороне. Осознавая потребность в онлайн канале коммуникации, в июле 2020 года медико-фармацевтическое объединение реализовало возможность такой коммуникации производителей с потребителем информации на сайте b2b https://medfarmu.ru/ и онлайн-площадке b2c аптекадлялюдей.рф

  5.     Качество консультирования и сервиса.

В офлайне на первое место, наравне с ценовым позиционированием, выходит качество обслуживания клиента. Одним из важных направлений инвестиций для аптечного сегмента и фармы является обучение персонала. В условиях жесткой конкуренции выигрывает тот, кто научился быть внимательным к потребностям своих покупателей, кто стремится к долгосрочным отношениям и постоянно совершенствуется в собственном профессионализме.

6.     И последний пункт— телемедицина.

В ближайшем будущем стоит ожидать, что телемедицина будет включать в себя международное сотрудничество врачей. Безусловно при развитии ниши в верном направлении телемедицина должна стать прорывной точкой в развитии медицинской отрасли.

Однако,
телемедицина не станет панацеей. Такая форма коммуникации врача и пациента будет подходить для легких заболеваний, не требующих получения помощи в стационарных условиях, пребывание в отдалённом от клиники месте.

Когда экономика стабилизируется, спрос на телемедицинские услуги в любом случае будет выше, чем прежде.

На сегодняшний день на законодательном уровне разрешено использование телемедицины в рамках проведения первичных консультаций по вопросам профилактики, диагностики и мониторинга состояния здоровья пациента.

 

Даже в условиях резкого и неожиданного изменения процессов, в фармацевтической отрасли на первом месте был и остается потребитель. Все нововведения в своем большинстве ориентированы на повышение доступности медикаментов для населения.

Аптечному ритейлу сейчас самое время проявить достаточно гибкости, чтобы успевать актуализировать бизнес- процессы вслед за рыночной ситуацией и изменениями в законодательстве. Кто справится с этим лучше других — покажет время.

Previous «
Next »

Добавить комментарий

Ешь на здоровье с Евроопт - оптовая продажа продуктов питания