Персональный опыт пользования полисом ОМС есть у 77% россиян, 18 % никогда не пользовались этим документом, еще 4% заявили о его отсутствии, 1% затруднился с ответом. При этом 57% респондентов сообщили о том, что получали медицинские услуги в рамках ОМС в течение последнего года. Такие результаты были получены в ходе опроса общественного мнения, проведенного ВЦИОМ.
77% опрошенных заявили о том, что в той или иной степени осведомлены о своих правах как пациентов. Однако только 14% считают, что знают свои права хорошо, 63% имеют только общее представление о них. Среди активных пользователей полисов ОМС доля осведомленных о своих правах была заметно выше, чем среди тех, кто не использовал документ (80% против 69%).
Треть опрошенных (35%) лично или на примере близких сталкивались с врачебными ошибками, каждый седьмой из них (5%) обратился в страховую компанию с жалобой на некачественную услугу, остальные предпочли этого не делать.
Половина респондентов (50%) согласна с тем, что именно страховая компания должна отвечать за защиту прав пациентов. 16% считают, что этим должен заниматься Минздрав, 10% возлагают ответственность на региональные органы управления здравоохранением, 4% считают, что защита своих право – дело самих пациентов.
В поддержку создания в системе ОМС органа страховых представителей с июля 2016 года высказались 82% опрошенных. При этом, однако, 50% сочло, что это решение не повлияет на качество предоставляемой в рамках ОМС медицинской помощи. Позитивных перемен ожидают от нововведения 34% респондентов, перемен к худшему – 2%.
По словам руководителя Управления социально-политических исследований ВЦИОМ Кирилла Родина, данные опроса однозначно свидетельствуют о заинтересованности большинства россиян во введении дополнительных механизмов контроля в сфере здравоохранения, в том числе – со стороны страховых компаний.