Роль фармацевтов в России растет как в оффлайн, так и онлайн среде, а пандемия COVID-19 только катализирует этот процесс. Росту в онлайн способствует ускоренный переход к электронной коммерции для безрецептурной медицинской продукции. Однако аптечные пункты по-прежнему остаются важнейшим каналом покупки лекарственных средств в России – даже во время строгой изоляции подавляющее большинство россиян (74%) посещали близлежащие аптеки для совершения покупок (такое же высокое число было только в Италии — 75%, ниже в Испании — 58%, во Франции 55%, в Германии 34%, и 29% в Великобритании). Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного ко Дню фармацевта подразделением потребительских товаров для здоровья компании Johnson & Johnson (J&J) совместно с Международным институтом маркетинговых и социологических исследований Ipsos MORI в регионе Европа, Ближний Восток, Африка, России и страны СНГ (EMEA).
Абсолютное большинство (79%) респондентов в России отметили, что частота посещения близлежащей аптеки у них осталась прежней во время строгой изоляции, несмотря на одновременный рост покупок онлайн. Это самый высокий показатель среди других европейских стран, что свидетельствует о небывало высокой потребности россиян в квалифицированной помощи и профессиональной консультации фармацевтов как в аптечных пунктах, так и онлайн. В сети интернет покупки медицинской продукции российскими потребителями составляют 34%. Фармацевты помогают им ориентироваться в потоке онлайн «дезинформации», расшифровывать инновационные решения в области здравоохранения, и принимать обоснованные решения по самостоятельному лечению.
Результаты опроса показывают, что потребители теперь ожидают большего от работы и консультации фармацевтов. Так, 45% россиян рассчитывает получить совет фармацевта относительно выбора лекарственных средств. Большое количество покупателей также ожидает от сотрудника аптеки предоставления им доступа к диагностике, например, веса, артериального давления, уровня сахара в крови (35%). 32% респондентов хотят получить рекомендации по общим вопросам здравоохранения, которые обычно задают своему лечащему врачу (по этому показателю Россия находится на 2-м месте относительно других Европейских стран). Четверти российских потребителей важно услышать мнение фармацевта относительно рецептурных препаратов (26%). А 23% россиян советуются с фармацевтом по методам защиты от COVID-19.
Опрос выявил важную роль фармацевтов в подготовке к неопределенному уровню потребительского спроса в зимний период. В среднем только 19% россиян уверены, что медицинской продукции, которую они имеют дома, достаточно на случай недомогания их самих или членов их семьи; всего 37% заявляют, что срок годности продукции не истек, и лишь 28% уверены, что хранят ее в соответствии с инструкцией.
Таким образом, для российского потребителя крайне важна роль фармацевтов, что подтверждается результатами опроса, включая статистику по COVID-19. Взаимодействие c индустрией в том числе с фармацевтическими компаниями в строгом соответствии с нормами действующего законодательства может быть эффективной помощью для непрерывного получения новых знаний и расширения экспертизы фармацевтов и провизоров. Такое взаимодействие продолжит способствовать совершенствованию системы здравоохранения во всем мире в соответствии с запросами современных потребителей.
Об опросе
В общей сложности в онлайн-опросе Международного института маркетинговых и социологических исследований Ipsos MORI приняли участие 1037 взрослых из России в возрасте 16-60 лет.
Опрос включал в себя национально репрезентативную квотную выборку взрослых c помощью онлайн-инструмента I:Omnibus Ipsos MORI с 25 августа по 3 сентября 2020 года. Данные оценивались в соответствии с известными фактическими пропорциями населения по возрасту, полу, региону, рабочему статусу и социальному классу.