На деловом форуме, в рамках выставки Аптека 2018 г., ведущие эксперты аналитических компаний и аптечных сетей и ассоциаций высказали свое мнение о проблеме розничного франчайзинга на фармацевтическом рынке.
Татьяна Литвинова, заместитель генерального директора AlhphaRM, рассказала о франчайзинговом рынке России. Она привела рейтинг аптечных сетей-франчайзеров и дала портрет типичной аптечной сети-франчайзера. Вместе с тем, Татьяна Литвинова проанализировала предоставляемые привилегии для франчайзи от известных на сегодняшний день аптечных сетей, таких как Ригла, Фармакопейка, Мелодия здоровья и т.д. При этом эксперт заметила, что ни одна из них не предоставляет полный перечень привилегий из всех возможных.
Александр Кондратьев, управляющий партнер АСНА, уделил внимание основным трендам рынка аптечных сетей. Он подчеркнул, что розничный сегмент отличается высокой консолидацией и переизбытком аптек. Кроме того, Александр Кондратьев озвучил основные факторы успеха аптечной сети, среди которых наиболее важными являются открытие сети аптек, а не одиночной точки, наличие достаточного финансового ресурса для поддержания товарных запасов и ассортиментной матрицы на основании кластерного анализа категорий. Наряду с вышеуказанным, особое внимание он уделил эксклюзивному портфелю продукции аптечной сети, так как данная категория товаров имеет высокую маржинальность. Вместе с тем, Александр Кондратьев выделил три профиля клиентов, которые хотят открыть аптеку по франчайзингу: работающие люди, желающие вложить свои деньги в бизнес; самозанятые, планирующие открыть собственную аптеку как единственный бизнес, а также участники рынка, ранее имеющие печальный опыт со своим бизнесом. Также спикер озвучил основные ошибки франчайзинга в России, одной из которых являются люди. «Одни из них ждут чуда от франшизы, а другие – излишне уверены в своем бренде», — констатировал он.
Об успешной модели франчайзинга на примере аптечной сети «Ригла» рассказала руководитель проекта франчайзинга аптечной сети «Ригла», Наталья Бузид. Она отметила, что безусловно франчайзинг в России имеет перспективу и обоюдную выгоду как для франчайзи, в виде готовой бизнес-модели, так и для франчайзера – за счет расширения сферы экономического влияния на всей территории страны.
Говоря о проблемах розничного фармацевтического франчайзинга, генеральный директор еАптека, Антон Буздалин, осветил основные вызовы аптечного рынка в 2019 г. Наиболее важными из них стали возможность появления лицензии на продажу лекарств у крупных маркетплейсов, а также у больших e-commerce игроков, что несомненно может отразиться на объемах продаж классических аптек и аптечных сетей.
В своем выступлении Галина Орлова, генеральный директор ИРИС, рассказала о стратегическом партнерстве аптечных сетей. По ее мнению, такая форма взаимодействия на сегодняшний день является наиболее привлекательной структурой на рынке сильнейших игроков, желающих получить дополнительные инструменты для повышения маржинальности, которые можно транслировать рынку на условиях франчайзинга. Наряду с этим, эксперт считает, что использование различных технологий, как инструмента продажи и продвижения товара и обучение им, а также подключение к высокомаржинальному портфелю, может быть инструментом франчайзинга.
Подводя итоги дискуссии, Павел Лисовский, к.э.н., управляющий партнер «Проектирование систем управления», член РАФМ, во многом согласился с мнением предыдущих спикеров. При этом он сфокусировал внимание на интересах участников сторон при приобретении франшизы. К ним можно отнести большую доходность работы по франшизе, чем от собственной модели; сильный бренд франшизы, позволяющий привлечь дополнительных покупателей и особенная бизнес-модель. Последняя должна обеспечивать высокую доходность и минимальные риски, а также сокращать расходы.