Ошибки при подготовке нормативно-правовой документации, регулирующей распределение бюджетных средств в системе здравоохранения, затрудняют финансирование медицинских учреждений и могут привести к сокращению объемов медицинской помощи, оказываемой населению. Об этом говорится в докладе Счетной палаты, основные выводы которого опубликованы на сайте ведомства.
Согласно сообщению, в связи с внесением изменений в федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ» и отдельные законодательные акты, изменением структуры бюджета ФОМС, Министерство здравоохранения должно было до 1 января 2015 года подготовить 7 постановлений правительства и 2 приказа Минздрава. Однако оп состоянию на конец февраля были подготовлены только 3 постановления правительства и 1 приказ министерства. Подготовленные документы, по оценке экспертов Счетной палаты, содержат ряд недоработок.
В частности, в постановлении правительства, устанавливающем правила финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) на 2015 год, не определены сроки, в течение которых объемы финансирования должны быть доведены до главных распорядителей. В результате на 13 февраля средства на оказание ВМП в подведомственных медорганизациях получили только Минздрав, Минтруд, ФМБА и Минобрнауки, тогда как до Минобороны, МЧС, ФАНО, Управления делами Президента и Федерального агентства воздушного транспорта средства доведены не были. Также постановлением не предусмотрена возможность перераспределения бюджетных средств между получателями в том случае, если одно из ведомств оказалось не в состоянии предоставить заявленные объемы ВМП.
Еще один недостаток авторы доклада видят в порядке определения объемов ВМП на 2015 год. Несмотря на планы профинансировать ВМП из средств ФОМС в объемах, превышающих показатели предыдущего года, реальное распределение проводилось по числу пролеченных больных за 9 мес. 2014 года. При таком финансировании вряд ли удастся выполнить поручение президента из Послания Федеральному собранию 2013 года, согласно которому в течение 3 лет объемы ВМП должны возрасти не менее чем в 1,5 раза, отмечают в Счетной палате.
Также не внесены изменения в существующий порядок распределения субвенций территориальным фондам ОМС, в котором имеются противоречия с новой редакцией закона об ОМС, отмечается в документе. Согласно новым правилам, реализация территориальных программ ОМС требует заключения соглашений между ОМС, регионом, Минздравом и ФОМС. Однако из-за задержек с подготовкой необходимых для заключения таких соглашений нормативных актов они до сих пор не заключены. В такой ситуации некоторые регионы в январе приступили к финансированию территориальных программ без правового обеспечения, тогда как другие субъекты предпочли воздержаться от расходования средств, создавая тем самым риск прекращения медицинской помощи населению.
Вызывает вопросы и сама процедура заключения соглашения, поскольку она не предусматривает обязательств регионов вносить изменения в свои территориальные программы по требованию Минздрава РФ. Такие изменения, полагают в Счетной палате, могут потребоваться в первую очередь для коррекции тарифов на медицинские услуги, которые в ряде регионов занижены в несколько раз.
Помимо этого, переход на новую систему финансирования в рамках ОМС привел к значительному сокращению объемов финансирования многих федеральных медицинских центров. В частности, для института Илизарова сокращение финансирования специализированной медпомощи и ВМП составило не менее 7% по сравнению с предыдущим годом. Аналогичная ситуация складывается и в учреждениях ФМБА.
«Все это создает риски дальнейшего ограничения деятельности медицинских учреждений и может не позволить им оказать населению все необходимые объемы медпомощи», — отмечается в докладе.