За последние три года рост рынка коммерческой медицины составил 25-30% в год. При этом, несмотря на то, что ближайшие несколько лет может наблюдаться некоторая стагнация, большинство частных клиник намерены расширять медицинскую сеть. Об этом говорится в работе компании EY «Исследование рынка коммерческой медицины в России — 2015 год».
В рамках исследования, специалисты EY провели опрос руководитель более 20 крупнейших частных и ведомственных медицинских организаций, представленных в Москве, Санкт-Петербурге и других субъектах РФ. Опрос проводился методом анкетирования. Респондентам предлагалось ответить на вопросы о рынке платных медицинских услуг, и отметить пункты, связанные с деятельностью частных и ведомственных медицинских организаций.
В ходе опроса респонденты признались, что ощущают влияние экономического кризиса, несмотря на то, что ухудшение показателей деятельности наблюдается менее чем у четверти клиник, участвовавших в исследовании. По словам опрошенных, медицинские услуги пользуются стабильным спросом лишь у наиболее обеспеченных граждан — остальные экономят и посещают врача только в случае необходимости. Говоря об изменениях предпочтений пациентов в результате кризиса, респонденты упомянули значительное снижение спроса на дорогие и несрочные услуги, например на стоматологию и косметологию. Наиболее популярными направлениями услуг в условиях кризиса стали психиатрия и кардиология. Кроме того, вырос спрос на услуги врачей с узкой специализацией, доступность которых существенно снизилась в рамках проведения реформы здравоохранения.
Что касается, прогнозов относительно темпов роста российского рынка медицинских услуг, то 31% опрошенных прогнозируют значительный рост рынка (более 12-15% в год), 50% — рост в рамках инфляции, а по мнению 19%, рынок медицинских услуг в ближайшие трех-пяти лет расти не будет. При этом большинство участников исследования сходятся во мнении, что в ближайшие один-два года на рынке медицинских услуг ожидается стагнация.
По мнению 38% респондентов, государство является основной движущей силой дальнейшего развития рынка: именно от государственной политики (в области страхования, ГЧП, законодательного регулирования и т. д.) будут зависеть планы развития и направления деятельности частных медицинских организаций. Поэтому участники исследования ожидают изменений в государственной политике в области здравоохранения.
Согласно ответам участников исследования, основными направлениями развития бизнеса в ближайшие три — пять лет являются расширение сети в рамках текущей географии присутствия (61 % респондентов) и расширение ассортимента медицинских услуг (57% респондентов).