По данным аудита льготного лекарственного обеспечения фармацевтического рынка России (ОНЛС и ВЗН), проводимого DSM Group, за 1 квартал 2018 года по программе ЛЛО было закуплено 18,1 млн. упаковок лекарственных препаратов на сумму 14,6 млрд. рублей, что на 53,8% меньше, чем в аналогичном периоде предыдущего года, в стоимостном выражении и на 20,6% меньше в натуральном.
ТОП-10 МНН в программе ВЗН за 1 квартал 2018 года
Рейтинг | МНН | Объём, 1 кв. 2018, млн. руб. | Доля, 1 кв. 2018 | Прирост, 1 кв. 2018 / 1 кв. 2017 | |
|
|||||
1 | Ритуксимаб | 863,5 | 27,9% | -56,3% | |
2 | Леналидомид | 428,4 | 13,9% | -90,2% | |
3 | Октоког Альфа | 234,5 | 7,6% | -65,6% | |
4 | Интерферон Бета-1A | 216,8 | 7,0% | -84,1% | |
5 | Фактор свёртывания кро ви VIII |
201,3 | 6,5% | -83,3% | |
6 | Бортезомиб | 135,8 | 4,4% | -90,8% | |
7 | Интерферон Бета-1B | 118,5 | 3,8% | -78,2% | |
8 | Глатирамера Ацетат | 107,5 | 3,5% | -90,5% | |
9 | Фактор свёртывания крови VIII+Фактор Виллебранда | 102,5 | 3,3% | -71,6% | |
10 | Эптаког Альфа Активированный | 90,2 | 2,9% | -87,4% | |
В программе «7 Нозологий» на данный момент представлены препараты от 32 фирм-производителей. В рейтинге корпораций в 1 квартале 2018 года первую строчку заняла отечественная компания «Биокад», которая является производителем препаратов «Ацеллбия», «Интерферон Бета-1В» и «Тимексон». Все фирмы, вошедшие в рейтинг по стоимостному объёму закупок, показали падение. Наиболее заметное снижение продемонстрировала международная биофармацевтическая компания Celgene — лидер прошлого года, которая показала уменьшение объёма закупок на 90,2% в 1 квартале 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Данная корпорация представлена в ВЗН только одним препаратом – иммунодепрессивное средство «Ревлимид».
ТОП-10 производителей в программе ВЗН за 1 квартал 2018 года
Рейтинг | Производитель | Объём, 1 кв. 2018, млн. руб. |
Доля, 1 кв. 2018 |
Прирост, 1 кв. 2018 / 1 кв. 2017 |
1 | Биокад | 824,3 | 26,7% | -58,7% |
2 | Celgene | 428,4 | 13,9% | -90,2% |
3 | Baxter Healthcare | 370,1 | 12,0% | -73,0% |
4 | Натива | 245,8 | 8,0% | -89,3% |
5 | Octapharma | 175,4 | 5,7% | -82,9% |
6 | Генериум | 175,2 | 5,7% | -88,3% |
7 | Laboratory Tuteur | 106,3 | 3,4% | -82,4% |
8 | Johnson & Johnson | 98,2 | 3,2% | -86,5% |
9 | Синнаген | 95,0 | 3,1% | -63,5% |
10 | Novartis | 87,4 | 2,8% | -74,0% |
За год рейтинг претерпел значительные изменения. Бренд «Ацеллбия» вытеснил с первой строчки лидера прошлого года – иммунодепрессивное средство «Ревлимид», которое показало максимальное снижение объёма реализации (-90,2%). В ТОП-10 брендов в январе-марте 2018 г. попали 4 новых препарата: цитокины «Инфибета» компании «Генериум» и «Синновекс» производства «Синнаген», иммунодепрессивное средство «Майфортик» от производителя Novartis и моноклональные антитела «Тизабри» корпорации Johnson & Johnson.
ТОП-10 брендов в стоимостном выражении в программе ВЗН за 1 квартал 2018 года
Рейтинг | Бренд | Объём, 1 кв. 2018, млн. руб. |
Доля, 1 кв. 2018 |
Прирост, 1 кв. 2018 / 1 кв. 2017 |
1 | Ацеллбия | 786,5 | 25,4% | -57,4% |
2 | Ревлимид | 428,4 | 13,9% | -90,2% |
3 | Адвейт | 234,5 | 7,6% | -65,6% |
4 | Борамилан | 114,1 | 3,7% | -85,0% |
5 | Аксоглатиран ФС | 102,9 | 3,3% | -90,1% |
6 | Генфаксон | 102,8 |
3,3% | -81,6% |
7 | Синновекс | 95,0 | 3,1% | -63,5% |
8 | Инфибета | 83,9 | 2,7% | -78,8% |
9 | Майфортик | 79,0 | 2,6% | -61,1% |
10 | Тизабри | 76,8 | 2,5% | -66,8% |
ТОП-10 брендов по натуральному объёму существенно отличается от стоимостного рейтинга. Лидером в 1 кв. 2018 года стало гемостатическое средство «Адвейт» с долей рынка 13,8%. Бренд-новичок противоопухолевый препарат «Такролимус» поднялся на 3 строчку рейтинга.
Прирост продаж в упаковках в 1 квартале 2018 года показали только два бренда – противоопухолевое средство «Реддитукс» (+8 084,7%) и гемостатик «Коэйт-Дви» (+100,3%). При этом максимальное снижение объёмов реализации отмечено у марки «Октанат»: сокращение закупок составило 89,3%.
ТОП-10 брендов в натуральном выражении в программе ВЗН за 1 квартал 2018 года
Рейтинг | Бренд | Объём, 1 кв. 2018, тыс. упак. |
Доля, 1 кв. 2018 |
Прирост, 1 кв. 2018 / 1 кв. 2017 |
1 | Адвейт | 36,6 | 13,8% | -51,5% |
2 | Ацеллбия | 22,0 | 8,3% | -50,9% |
3 | Такролимус | 18,0 | 6,8% | new |
4 | Октанат | 14,4 | 5,4% | -89,3% |
5 | Адваграф | 11,3 | 4,3% | -59,0% |
6 | Реддитукс | 10,7 | 4,0% | +8 084,7% |
7 | Борамилан | 10,5 | 4,0% | -53,0% |
8 | Генфаксон | 10,1 | 3,8% | -81,6% |
9 | Коэйт-Дви | 9,5 | 3,6% | +100,3% |
10 | Растан | 9,3 | 3,5% | -57,1% |
ОНЛС
Объём государственных закупок по программе ОНЛС в январе-марте 2018 года составил 11,5 млрд. рублей, что на 18,1% меньше, чем в аналогичном периоде 2017 года. В натуральном выражении наблюдалось чуть менее существенное снижение объёма приобретаемых лекарственных средств: -17,9%. В итоге в аптеки для льготных категорий граждан было завезено 17,9 млн. упаковок лекарств.
В 1 квартале 2018 года в программе участвовало 285 фирм-производителей. Рейтинг производителей по ОНЛС преимущественно представлен иностранными компаниями. Исключение составляет фирма, занявшая 3 строчку, – «Натива» и корпорация «Биокад», расположившаяся на 8 позиции в рейтинге. 7 компаний из 10 показали падение продаж: наибольший темп снижения был отмечен у «Биокад» (-53,4%) и Roche (-49,6%). Существенное уменьшение объёма реализации у отечественной компании «Биокад» в первую очередь связано с сокращением закупок противоопухолевых препаратов «Таксакад» (-95,3%), «Новотакс» (-93,5%) и «Гертикад» (-28,7%), а также бифосфоната «Золерикс» (-62,4%).
Прирост продаж был отмечен у трёх компаний: Johnson & Johnson с основным продуктом «Имбрувика» (+44,9%), Novartis с основным противоопухолевым средством «Афинитор» (+13,7%) и AbbVie с единственным продуктом – иммунодепрессивным средством «Хумира» (+9,1%).
ТОП-10 производителей в программе ОНЛС за 1 квартал 2018 года
Рейтинг | Производитель | Объём, 1 кв. 2018, млн. руб. |
Доля, 1 кв. 2018 |
1 кв. 2018 / 1 кв. 2017 |
1 |
Sanofi | 1 023,0 | 8,9% | -12,3% |
2 | Novo Nordisk | 907,7 | 7,9% | -12,9% |
3 | Натива | 668,1 | 5,8% | -6,5% |
4 | Novartis | 662,0 | 5,7% | +13,7% |
5 | AstraZeneca | 660,1 | 5,7% | -33,3% |
6 | Johnson & Johnson | 531,6 | 4,6% | +44,9% |
7 | AbbVie | 336,0 | 2,9% | +9,1% |
8 | Биокад | 326,5 | 2,8% | -53,4% |
9 | Pfizer | 297,7 | 2,6% | -1,5% |
10 | F.Hoffmann-La Roche | 285,0 | 2,5% | -49,6% |
Рейтинг | Бренд | Объём, 1 кв. 2018, млн. руб. |
Доля, 1 кв. 2018 |
Прирост, 1 кв. 2018 / 1 кв. 2017 |
1 | Туджео СолоСТАР | 453,3 | 3,9% | +20,5% |
2 | Хумира | 336,0 | 2,9% | +10,7% |
3 | Новорапид | 314,7 | 2,7% | -8,8% |
4 | Лантус | 304,7 | 2,6% | -33,2% |
5 | Левемир | 291,3 | 2,5% | -20,7% |
6 | Имбрувика | 268,0 | 2,3% | new |
7 | Гертикад | 233,8 | 2,0% | -28,7% |
8 | Афинитор | 218,0 | 1,9% | +28,1% |
9 | Энбрел | 188,5 | 1,6% | +13,8% |
10 | Иресса | 183,1 | 1,6% | -12,2% |