Индустрия 4.0 воспринималась и до сих пор воспринимается как процесс цифровой трансформации в производственном секторе, способный повысить эффективность и результативность промышленных предприятий. Повышение уровня цифровизации и автоматизации, которое естественным образом вызывает слияние информационных технологий (ИТ) и производственных или логистических процессов, получило положительный отклик на предприятиях, работающих в разных сферах. Диапазон применений не ограничивается только промышленными секторами, поскольку учёные, не относящиеся к промышленным областям деятельности, заинтересованы во внедрении концепций Индустрии 4.0 в другие сферы. Промышленный феномен продемонстрировал реальную возможность добиться важных улучшений даже в областях, которые на первый взгляд кажутся совершенно не связанными с миром производства. Некоторые из них — это гостиничный сектор и родственные ему, сектор образования, а также здравоохранение.
В частности, академическое медицинское сообщество приложило серьёзные усилия для исследования применимости концепций Индустрии 4.0 в сфере здравоохранения, опираясь на самые разные методологические подходы.
Социально-экономические события, такие как прогрессирующее старение общества или жёсткая бюджетная политика, в сочетании с последней непредвиденной вспышкой эпидемии COVID-19 показала хрупкость систем здравоохранения.
До этого кризиса бизнес-лидеры многих стран в этой области были сосредоточены на получении конкурентного преимущества, повышении производительности, снижении затрат, устойчивости и инновациях. Основная цель заключалась в повышении качества функционирования предприятий.
В последние годы было опубликовано множество работ по внедрению бережливых и гибких методов и концепций в здравоохранении для повышения эффективности больниц, клиник, госпиталей и других системных организаций здравоохранения. Однако, сейчас, как и раньше, не хватает работы над гибкими подходами к внедрению современных и инновационных концепций Индустрии 4.0.
Здравоохранение 4.0 — это собирательный термин для концепций, полученных из Индустрии 4.0, таких как технологии цифрового здравоохранения, управляемые данными, такие как умное здоровье, мобильное здоровье, беспроводное здоровье, электронное здравоохранение, онлайн-медицина, медицинские IT-системы, телемедицина, цифровая медицина и информационные системы. Углублённый анализ развития концепции «Здравоохранения 4.0» показывает, что позитивные последствия такой технологической революции могут проявляться в двух разных итерациях:
- в самой медицине;
- в управлении организациями здравоохранения.
Сектор здравоохранения стал более цифровым, чем в прошлые десятилетия — например, свершилось развитие диагностического оборудования: от рентгеновских установок и магнитно-резонансной томографии до компьютерной томографии и ультразвукового сканирования. Это же коснулось и управленческих решений (ведение историй болезней, а также других медицинских записей в электронном виде, онлайн запись на приём к врачам и др.).
Концепции Индустрии 4.0 могут быть адаптированы и к другим областям, а не только к отрасли медицинских услуг. Возможными областями применения используемых технологий могут быть такие, как проектирование и изготовление имплантатов (не только в стоматологии), оцифровка больничных процессов, интеллектуальные системы носимых роботов, повышение точности диагностики пациентов, улучшение связи между клиниками, хирургическое планирование с помощью виртуальной реальности или улучшенный мониторинг пациентов. Технологии Индустрии 4.0, такие как блокчейн, помогают избежать или смягчить воздействие угроз, связанных с хранением данных и управлением ими в целом, а также с администрированием медицинских записей, в частности.
В секторе здравоохранения многие области могут быть значительно улучшены, а управление цепочками поставок также можно строго контролировать, поскольку данные доступны на всех уровнях производства и доставки. Внедрение Интернета вещей (IoT) в здравоохранении может значительно улучшить медицинские услуги и способствовать их постоянным и систематическим инновациям в среде больших данных.
Однако ресурсы, необходимые для управления этими данными в облачной среде Cloud-IoT, по-прежнему сложны. Цифровизация позволяет местным кластерам здравоохранения также более эффективно обслуживать пациентов в районе их проживания, чтобы свести к минимуму направление пациентов в центральные больницы. Кроме того, моделирование, как типичная технология Индустрии 4.0, используется для обеспечения бережливых и гибких процессов (от хирургии до фармацевтики).
Использование компьютерных имитационных моделей позволяет обнаруживать узкие места в рабочих процессах больницы. Эти блокировки можно устранить с помощью улучшенного управления сменами, основанного на теории управления, искусственном интеллекте и телемедицине. Всё это приводит к оптимизации использования ресурсов и сокращению продолжительности пребывания пациентов на излечении, что повышает качество обслуживания.
Инновационные технологии влияют не только на больницы, но и на образ жизни стареющего общества. Технологии жизни с поддержкой окружающей среды на самом деле представляют собой важную область исследований из-за демографического развития, роста стоимости здравоохранения и растущего значения, которое люди придают самостоятельной жизни. Общая цель состоит в том, чтобы создать интеллектуальные системы, способные поддерживать людей с особыми потребностями, чтобы они могли жить дольше в предпочитаемой ими среде благодаря интеллектуальным, чувствительным и быстро реагирующим устройствам.
В виду того, что существует определённая нехватка опыта и оригинальных методов для внедрения комплексных концепций Индустрии 4.0 во многие разделы сферы сохранения здоровья, учёные стараются разработать дорожную карту по цифровизации — от цепочек поставок до эффективной поддержки оказания медицинской помощи.
В этих работах они стараются проанализировать состояние цифровизации в сфере здравоохранения и предусмотреть меры по автоматизации управления запасами, медицинскими расходными материалами в операционных, усовершенствовать внутреннюю логистику, чтобы сделать взаимодействие внутри больших больниц более динамичным. Уделяется внимание и другим аспектам, таким как организация, операционных рабочих процессов и социально-культурным вопросам. Развитие инновационных технологий в медицине происходит очень быстрыми темпами, а поэтому, велики шансы на то, что в скором времени лечение людей станет ещё более эффективным.